Mini-ats102.ru

ООО “Мультилайн”
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности чистки системы охлаждения в ноутбуках

Особенности чистки системы охлаждения в ноутбуках

Как известно, система охлаждения в ноутубках гораздо более критична для стабильности системы, чем в декстопах. Дело в том, что нормальной рабочей температурой ноутбука можно считать 50-55 градусов, а стационарного компьютера — 35-40 градусов. То есть ноутбуки изначально «горячее». И микросхемы в них используются все те же. Приняв во внимание, что плотностью микросхем и блоков на плате ноутбука выше, а система охлаждения меньше по габаритам, становится очевидным, что перегреть ноутбук гораздо легче. Именно поэтому ноутбуки требуют более тщательного ухода за системой охлаждения.

Второе, на что необходимо обратить внимание — единая ли у вас система охлаждения для процессора и графического чипа. Чаще всего это именно так ради экономии места в корпусе ноутбука. Два разных радиатора подключаются к тепловым трубкам и идут к одному общему игольчатому радиатору, который и охлаждает один вентилятор. В таком случае, если вы активно нагружаете видеокарту, то по обратной связи через общие тепловые трубки перегревается и процессор вместе с чипсетом. Система охлаждения может просто не справляться в таком случае. Задумайтесь, может постараться избежать такой нагрузки на систему охлаждения?

Двойная система охлаждения в Acer Aspire 5612 — отдельные трубки и радиаторы для видеокарты

Конструкция охлаждения в ноутбуках

Как мы все знаем, система охлаждения состоит из активной и пассивной части. Активное охлаждение выполняется вентилятором, который обдувает игольчатый радиатор у края корпуса ноутбука так, чтобы теплый воздух выходил через вентеляционные отверстия корпуса. Вентилятор имеет схему управления скоростью вращения (PWM), которая регулирует обороты, ориентируясь на температуру с термодатчиков на плате и в чипах. Пассивное охлаждение состоит из радиаторов, закрепленных сверху чипов и микросхем винтами и тепловых трубок, соединяющихся в общую систему, отводящих тепло от радиаторов. Наиболее желательно, чтобы радиаторы и трубки были медными. Медь имеет гораздо большую тепловую проводимость, чем алюминий, поэтому может дать выигрыш по температуре до 25%.

Пассивная и активная часть системы охлаждения

В эффектиности работы системы охлаждения свою роль играет буквально все:

  • загрязненность системы
  • свежесть терпомасты и её количество
  • марка термопасты
  • материал радиаторов и трубок
  • плотность прилегания радиаторов к чипам
  • сечение тепловых трубок
  • скорость вращения вентилятора
  • состояние вентиляционных отверстий

Как правильно чистить систему охлаждения

Думаю, не надо говорить, что систему охлаждения надо чистить регулярно — не реже раза в год. Если ноутбук эксплуатируется в пыльном помещении или в нем имеются животные, то система загрязняется быстрее. Вот рекомендуемая процедура чистки системы охлаждения:

  1. Открутить все винты, удерживающие радиаторы, чтобы полностью снять их.
  2. С помощью отмывок типа изопропилового спирта или Flux-off (для отмывки плат от загрязнений) удалить начисто остатки старой термопасты с чипов. Будьте осторожны, очищая кристаллы, на них не должно остаться царапин. Чипы должны иметь зеркальную поверхность. Также, случайно не сорвите конденсаторы поверхностного монтажа при отмывке.
  3. Очистить подошву радиаторов от остатков старой термопасты. Подошва должна быть идеально ровная и гладкая. Если вы видите, что поверхность одошвы нарушена (имеются глубокие царапины, поверность не идеально плоская), то может потребоваться полировка и выравнивание подошвы.
  4. Открутить маленькие винтики вентилятора, чтобы снять крышку объема, где он расположен. Вычистить всю пыль изтури вентилятора. Очистить лопасти вентилятора. Об этом часто забывают.
  5. Продуть игольчатый выходной радиатор, убедиться, что между его ребрами не осталось пыли.
  6. Очистить вентиляционные отверстия в корпусе ноутбука и пяль рядом с ними.
  7. Если на отдельных чипах установлены терпопрокладки (термоинтерфейсы), то проверить их состояние и заменить при необходимости. Термоинтерфейсы должны быть пластичными и без трещин.
  8. Нанести новую СВЕЖУЮ термопасту на центр чипов, равномерно размазать по поверхности пальцем (главное, не острым предметом). Термопасты НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО. Она должна тонким, но уверенным слоем покрывать поверхность кристалла, но не выпирать за его пределы. Помните, что когда вы установите радиатор, что часть этой пасты выдавится из-под него и засохнет вокруг кристалла, что препятствует теплоотведению.
  9. Убедиться, что радиаторы везде равномерно прилегают к чипам и идеально параллельны их плоскости и прикрутить их. Я рекомендую сначала закручивать винты не до конца, а все равномеро по очереди, чтобы избежать перекоса системы охлаждения, что может повредить кристалл.
  10. Убедиться, что вентилятор крутится с достаточной скоростью при нагрузке и не крутится, когда ноутбук холодный. Можно использовать программы мониторинга типа AIDA64 и HWMonitor.
  11. Прогнать тесты стабильности системы под нагрузкой (Burn-In tests) в программе AIDA64 или аналогичной.

О термопасте

Важна и свежесть термопасты и её марка. Мы рекомендуем в обзем случае пользоваться пастами недорогими КПТ-8 или Алсил-3, и ни в коем случае не стандартными «серебрянными» пастами, которые часто идут в комплекте с кулерами Titan, Colermaster. Важно помнить, что КПТ-8 производится на разных заводах и разными производителями, поэтому параметры этой пасты могут очень сильно колебаться. Если у вас очень сильно перегревается видеокарта, то рекомендуем использовать «экстремальные» пасты для оверклокеров.

Важнейшая характеритика любой пасты — Теплопроводность. Паспортная теплопроводность КПТ-8 всего 0,65 Вт/(м*К) при 100 °C, зато рабочая температура до 180 °C. На практике мы знаем, что ее теплопроводность бывает выше.

Читайте так же:
Зарядное устройство для сяоми редми ноут 4

У популярной пасты Arctic Cooling MX-4 теплопроводность 8.5 Вт/(м·К), у Thermal Grizzly Conductonaut — 73 Вт/(м·К), а у Coollaboratory Liquid Pro — 80 Вт/(м·К). Thermal Grizzly Conductonaut — жидкометаллический термокомпаунд на основе эвтектического сплава. Наша специальная смесь из таких металлов как олово, галлий и индий. Внимание: Conductonaut нельзя использовать с алюминиевыми радиаторами! Coollaboratory Liquid Pro — это жидкий металлический сплав, рекомендуемый для использования с никелированными медными радиаторами.

Однако, важна и другая характеристика — взякость в купе с плотностью. Пасты с низкой взякостью не обеспечивают хорошего «прилипания» радиатора к кристаллу, зато низкая плотность препятствует более быстрому высыханию и облегчает нанесение. Плотность у Conductonaut 6,24 г/см 3 против 2,5 у MX4. Вот сводная таблица технических характеристик термопаст:

Технические характеристики термопаст

В итоге для ноутбуков с мощными видеокартами мы можем порекомендовать пасту Arctic Cooling MX-4 или Gelid GC-Extreme.

О термопрокладках

Термопрокладки, они же термоинтерфейсы, заслуживают отдельного разговора. Эти специальные силиконовые прокладки располагают на чипах памяти, а также силовых транзисторах (ключах) для обеспечения отвода тепла от них. Они же обеспечивают достаточный контакт между радиаторами и чипах, так как плотного прилегания радиатора к ним не предусматривается. Иначе говоря, радиаторы не так чильно прижаты к чипам памяти, как к графическому чипу или процессору.

Однако, термопрокладки имеют важнейшее значение: они теплопроводность сопоставима или даже выше, чем у средних термопаст, поэтому они отводят тепло эффективнее. Очень важно помнить, что заменять термопасту на прокладки и наоборот категорически нельзя! Очень важен зазор между чипом и радиатором. Важно следить за состояние термопрокладки. Если она высохла или потрескалась, неравномерно продавилась, то ее надо менять.

Для замены прокладки надо знать её толщину (от 0,5 до 1,5 мм), обычно 1 мм, и теплопроводность. Она должна быть не меньше 5,0 Вт/(м*К)! Рекомендую популярную прокладку Arctic Cooling Thermal Pad. Данная силиконовая прокладка характерна высокой степенью проводимости тепла 6.0 Вт/мК, а толщина 1 мм позволит прижать кулер к охлаждаемому объекту плотно, но не слишком туго, соблюдая необходимый зазор. Она конечно, дорогая, поэтому её можно заменить на аналоги, например, фирмы Coolian или LAIRD.

Помните, что чем больше толщина прокладки, тем тепловое сопротивление выше — 0,14 (C-in. 2 /W) при толщине 0,5 мм до 0,56 (C-in. 2 /W) при толщине 2 мм и теплопроводности 5,0 (W/m-K).

О радиаторах

Как я уже говорил, радиаторы и трубки должны быть медными и только медными. Если они не медные, или покрыты чем-то, и уже повредились, а шлифовка поверхности не помогает, то медные площадки радиаторов можно заменить. Да, к счастью, они продаются отдельно. Можно купить медную прокладку толщиной от 0,5 мм 1,5 мм и теплопроводностью в районе 400 Вт/ (м*К) и припаять их к вашему радиатору. Это улучшит теплоотвод.

Мне в моей практике приходилось и изгибать трубки и подгибать усики для того, чтобы обеспечить равномерное прилегание всех радиаторов. Мой коллега даже целиком спаял клиенту медный радиатор из нескольких частей, но это экстримальный случай.

О вентиляторах

Помимо того, что вентилятор должен крутить равномерно и бесшумно (если лопасти не повреждены), так он еще и должен крутиться с нужнйо скоростью. Поэтому на современных вентиляторах используется 4-pin разъем для мониторинга скорои и управления скоростью вращения. Сигнал на изменеие частоты вращения посылает материнская плата на основе данных термодатчиков.

Бывают случаи, когда эти данные обрабатываются неверно, в результате чего система термомониторинга имеет неверные цифры и неверно управляет кулером. Если перепрошивка BIOS и замена мультиконтроллера (MIO), который отвечает за термомониторинг, не помогает, то как вариант можно просто отключить один контакт (синий), который посылает сигнал на управление скоростью вентилятора. В результате вентилятор будет крутиться всегда с постоянной, обычно максимальной скоростью. Да, неудобно, но лучше, чем когда ноутбук выключается от перегрева.

Вот распиновка 4-контактного разъема вентилятора в ноутбуке:

[Посещений: 1 325, из них сегодня: 1]

Как сохранить ноутбук холодным и предотвратить перегрев?

Ниже приведены лучшие способы сохранить ноутбук холодным и предотвратить перегрев.

Этим советам легко следовать, и они помогут вам увеличить как эффективность, так и срок службы вашего компьютера.

Итак, давайте приступим.

1. Поместите ноутбук на твердую поверхность

ноутбук на твердой поверхности предотвращает перегрев

Одна из основных причин перегрева ноутбуков заключается в том, что они иногда не могут излучать тепло по разным причинам.

Одна из таких причин — держать ноутбук на мягкой поверхности, такой как матрас, одеяло и т. д.

Рекомендуется ставить компьютер на деревянный стол или пластиковую полку, а не на ткань или подушку.

Такие материалы обеспечивают надлежащий отвод тепла и сохраняют ноутбук холодным.

2. Используйте охлаждающие коврики или вентилируемый стол

охлаждающая подставка для ноутбука

Хороший способ сохранить ноутбук прохладным — использовать специальный охлаждающий коврик или вентилируемый стол для ноутбука.

Их можно легко приобрести в интернете, и это отличный способ сохранить ваш ноутбук от перегрева.

Читайте так же:
Звуковая карта с midi входом

В то время как охлаждающие коврики обеспечивают быстрый отвод тепла от компьютера, вентилируемые столы обеспечивают надлежащий поток воздуха вокруг компьютера.

3. Работайте в прохладной обстановке

избегайте попадания ноутбука на солнце

Чтобы предотвратить перегрев и сохранить ноутбук свежим, мы не рекомендуем использовать компьютер в теплых местах.

Никогда не используйте ноутбук под солнечным светом и избегайте мест для курения.

Лучше всего использовать ноутбук в хорошо проветриваемой холодной комнате.

Если климат вашего региона теплый, отдайте предпочтение климатизированной среде.

4. Приподнимите с помощью опоры

подъемник ноутбука с подставкой для книг

Самый простой способ охладить ноутбук — это приподнять его и поставить под него небольшой предмет.

Используйте что-нибудь маленькое, например точилку для карандашей или футляр для очков.

Это позволяет большему количеству воздуха проходить под ноутбуком и, следовательно, сохранять его прохладным и предотвращать перегрев.

Это быстрый и простой способ контролировать нагрев, как только вы заметите его во время работы на ноутбуке.

5. Используйте внешний вентилятор при интенсивном использовании

внешние вентиляторы охлаждения

Если вы выполняете на своем ноутбуке тяжелые и ресурсоемкие задачи, скорее всего, ваш компьютер начнет нагреваться.

Это происходит в основном во время игр.

В таких случаях, когда задачи необходимы, используйте внешний вентилятор по направлению к ноутбуку, чтобы охладить его и предотвратить перегрев устройства.

Вы также можете использовать этот совет для своих игровых сессий.

6. Понизьте частоту процессора, чтобы снизить нагрузку на процессор

разгон процессора предотвращает нагрев

Загрузка процессора является основной причиной нагрева вашего ноутбука при интенсивной нагрузке.

Чем больше вы загружаете процессор, тем больше тепла он выделяет.

Следовательно, пониженная тактовая частота — хороший вариант, если вы готовы пойти на компромисс со скоростью производительности в пользу лучшей батареи и нового ноутбука.

Понижение тактовой частоты контролирует скорость процессора и ограничивает ее до уровня, при котором он не начинает чрезмерно нагреваться.

7. Очистите свой ноутбук

вентилятор внутреннего охлаждения ноутбука

Частая причина нагрева ноутбука — засорение вентиляционных каналов пылью.

Многие вентиляционные отверстия ноутбуков крошечные, и их легко забить домашней пылью.

Следовательно, если вы чувствуете, что ваш ноутбук ненормально нагревается, проверьте, чисты ли отверстия.

Если нет, откройте компьютер и прочистите отверстия.

Необходимо отнести свой ноутбук к профессионалу для тщательной очистки.

8. Используйте альтернативы тяжелому программному обеспечению

Если вы чувствуете, что ваш ноутбук нагревается во время вашей обычной работы, и вы используете тяжелое программное обеспечение, которое нагружает процессор и вызывает нагревание, вам необходимо внести некоторые изменения.

Ищите альтернативное программное обеспечение для той же цели, которое является легким.

Существует много программного обеспечения, которое специально разработано для облегчения работы и может использоваться для сохранения свежести вашего ноутбука и предотвращения перегрева.

9. Установите совместимую ОС

Установите совместимую ОС

Многие пользователи замечают перегрев своих ноутбуков после обновления ОС.

Новые версии ОС предлагают больше функций, но становятся более требовательными к ресурсам и требуют нового оборудования.

Таким образом, перед обновлением пользователям необходимо убедиться, что их машина совместима с последней версией ОС, поскольку это может вызвать проблемы с нагревом.

10. Почините свой ноутбук

профессиональный ремонт ноутбуков

Если все способы, упомянутые выше, не работают для вас, и вы все еще испытываете проблемы с перегревом ноутбука, возможно, возникли проблемы с оборудованием.

Мы советуем вам отнести свой ноутбук в авторизованный ремонтный центр, где квалифицированные инженеры починят его до того, как он нанесет какой-либо вред вам и вашему окружению.

Нагрев электрических устройств — серьезная проблема, и мы не должны относиться к ней небрежно после предела.

Следовательно, это лучшие способы сохранить ноутбук свежим и предотвратить перегрев.

В заключение, мы надеемся, что это руководство о том, как сохранить ноутбук свежим и предотвратить перегрев, поможет вам добиться максимальной производительности и времени автономной работы вашего компьютера.

Если у вас есть какие-либо другие идеи, которые вы используете, чтобы содержать свой ноутбук в чистоте, поделитесь с нами в комментариях ниже.

Обращайтесь к нам, если у вас возникнут какие-либо вопросы или потребуется помощь.

Ограничение максимальной нагрузки процессора

Этот метод поможет значительно остудить Ваш процессор. Вы не заметите разницы в производительности, если не относитесь к тем людям, которые много времени играют в требовательные к процессору игры с максимальными настройками или не занимаетесь такими задачами как пересжатие видео.

  • Переходим в панель управления и переключаемся в просмотр «Мелкие значки»
  • Находим и кликаем по иконке «Электропитание»
  • Во включенной схеме управления питанием нажимаем на «Настройка схемы электропитания»
  • Далее жмем на «Изменить дополнительные параметры питания»
  • В списке параметров находим и разворачиваем «Управление питанием процессора»
    • Параметр «Максимальное состояние процессора» уменьшите со 100% до примлемого для Вас уровня. Я например уменьшил до 75% и процессор остудился на целых 20 градусов, но даже если укажите 95% (то есть снизите на 5%), то все равно результаты будут ощутимые.
    • Значение параметра «Минимальное состояние процессора» не должно превышать значение параметра «Максимальное состояние процессора».

    Последствия высоких температур

    Если не обращать внимания на постоянный перегрев ноутбука, это может привести к неприятным последствиям. Например, высокая температура оказывает отрицательное воздействие на процессор. Кристаллическая структура его компонентов постепенно разрушается, негативно сказываясь на его производительности.

    Наверное, вы обращали внимание на то, что перегретый микропроцессор начинает «тормозить», медленно выполняя задачи. При этом владелец устройства может видеть на экране сообщения об ошибках. Некоторые процессы могут быть незаметны для юзера. Иногда при перегреве процессору нужно производить вычисления по нескольку раз до тех пор, пока он не получит правильного результата.

    Но особенно неудобна такая ситуация может быть для геймеров, которые увлекаются онлайн-играми с детализированной графикой. Высокая температура внутри ноутбука провоцирует выключение устройства прямо во время какого-то важного «сражения». Часто такие нюансы заставляют игровое сообщество задаться вопросом: «как охладить ноутбук?», и прибегнуть к изощрениям ради хорошего охлаждения.

    Но негативный термальный фактор неблагоприятно сказывается не только на кристаллической структуре микропроцессора. Ведь кремний, участвующий в работе транзисторов, также подвержен обугливанию, как и контакты. Это провоцирует еще больший перегрев и легко выводит устройство из строя всего за несколько месяцев.

    Лучше всего охлаждать устройство, дав ему отдохнуть от работы 10-30 минут, но ждать столько не всегда возможно

    Обычно ноутбуку не грозит выход из строя из-за перегрева, ведь в нём установлены температурные датчики

    Модернизация ножек ноутбука для улучшения охлаждения

    В современных ноутбуках, всё чаще и чаще ставятся довольно мощные (по мобильным меркам) дискретные видеокарты и процессоры. И в этой связи, на первое место выходит проблема с системой охлаждения. Основной причиной перегрева, чаще всего является низкая посадка ноутбука по отношению к поверхности стола, например высота ножек ноутбука DELL Inspiron N5110 c четырёх ядерным процессором i7 и дискретной видеокартой среднего уровня nVidia GT 525M, практически никакая-расстояние между нижней крышкой и поверхностью стола, составляет 0.4мм.
    С учётом того, что забор воздуха для охлаждения в этой модели идёт снизу, работа с ресурсоёмкими приложениями, приводит к достаточно сильному нагреву процессора и видекарты до 85 градусов, не говоря уже про любителей поиграть в современные игры Bat3 или MW3.

    Для начала, было решено купить охлаждающую подставку. При интенсивности работы в ноутбуке ежедневно с 10 часов утра и нередко до 24.00, разочарование наступило довольно быстро- через полтора месяца «дитя современного прогресса» вышло из строя. Второй купленый агрегат, «приказал долго жить» через три месяца. Признаться, из-за отсутствия свободного времени, решение данного вопроса постоянно откладывалось на «потОм/как-нибудь в другой раз». И вот наконец, в эти три дня выходных c 8-10 марта, удалось –таки проделать определённую работу.

    Общий вид ноутбука DELL Inspiron N5110/i7/4Gb-1333/nVidia GT 525/

    И так нам понадобятся:

    1. Крестовая отвёртка
    2. два болта с конической головкой длиной 20мм/диаметром 4мм/резьба соответственно 4мм.
    3. «Двухстороняя клейкая шершавая лента» (такое у неё название), продаётся в магазине «Всё для сада». Держит крепко, с поверхности снимается с трудом и не оставляет следов.
    4. Клей «Супер момент». Есть точно такой же, но с пластификатором, позволяющий корректировать детали в ту или ную сторону.
    5. Фиксаторы-площадки для кабеля/провода (фото №3) размером 27ммх27мм на задние ножки, а размером19х19, на передние (по желанию, передние можно не делать, а оставить от производителя). Продаются в отделах «Всё для электрики».

    Теперь о самом процессе изготовления ножек для ноутбука.

    На поверность квадрата (перевернуть рёбрами вниз) и по его размеру, приклеиваем дополнительный квадрат. Для это цели использовался завалявшийся на шкафу кусок непрозрачного плекса, предварительно просверлив в нём центральное отверстие диаметром 4мм, под болт.

    Далее, сверлом диамером 10 мм, зенкуем отверстие под коническую шляпку болта с тем, чтоб шляпка была утоплена по отношению к поверхности квадрата, заподлицо, не ниже. Тоже самое делаем со вторым. В результате, нижня выступающая часть болта, будет одинакова. В противном случае, ноутбук на столе, будет стоять криво. Должно получиться вот так:

    Затем на нижнюю выступающую часть болта, навинчиваем ножки и слегка затягиваем.

    Ножки, представляют из себя ручки для шкафа, купленные в хозяйственном магазине, за которые глаз зацепился сразу. Самое главное, что внутри запресована металлическая втулка с внутренней резьбой 4 мм. Задние ножки готовы. Чтоб не было скольжения по поверхности стола, на нижнюю часть подклеиваем тонкую резину. Лишнее, отрезаем по контуру. В результате, получилась такая конструкция, высота которой 3.5см:

    Остаётся приступить к созданию передних.

    Берём мебельный шкант из дерева и его коническую часть отрезаем под прямым углом. Сам шкант предварительно обрабатываем мелкой наждачной бумагой (достаточно два, три движения по окружности) чтоб отрезаная часть заходила в отверстие плотно до упора и чтоб шкант стоял строго вертикально. Аккуратно заливаем клеем вставленню часть шканта, вокруг основания. От отверстия, куда вставили шкант, отмеряем 2см (или меньше) и отрезаем под прямым углом, при этом нижнюю часть сводим на небольшой конус. Задние и передние ножки готовы. В результате всех манипуляций, получаем такой вид:

    Осталась заключительная часть. На верхнюю площадку, клейкой стороной приклеиваем ленту, лишнее отрезаем по контуру. Снимаем защитную плёнку и приклеиваем ножки к нижней крышке ноутбука. Разумеется, при этом не перекрываяя технологических отверстий и решёток.

    Наступает торжественный момент: переворачиваем ноутбук, ставим на стол и любуемся результатами своего труда.

    Угол наклона, получился в 1.5см. Температура, в среднем понизилась на 10-12 градусов.

    И последнее. Мне нередко приходиться брать ноутбук с собой. Поэтому, с функциональной точки зрения, стояла задача сделать ножки съёмными. Что собственно и получилось. При поездке, задние ножки лёгким движением можно открутить и положить в отсек сумки, на худой конец в карман куртки, а прибыв на место, всё легко восстанавливить в первоначальный вид. Из-за малых размеров, передние снимать нет нужды-они невысокие и при помещении ноутбука в сумку, неудобств не вызывают

    Конструктивная критика приветствуется.

    Данную статью подготовил и прислал нам в редакцию Евгений Зимов (автор самоделки)

    Какие ноутбуки поддерживают апгрейд?

    Если с SSD проблем обычно не возникает, то с оперативкой. как видите, «есть варианты». Возможность апгрейда лучше уточнять еще при покупке ноутбука. Главный вопрос, который нужно задать — как организовала оперативная память? Распаяна или установлена в слоте?

    Давайте поясним на примерах. Скажем, вы купили вот такой Lenovo ThinkBook 13s с 8 Гбайт оперативной памяти и SSD на 128 Гбайт.

    У этой модели всего один слот под оперативку, но вы можете вместо планки на 8 Гбайт установить аналогичную на 16. То же самое и с накопителем: можно увеличить его до 256 Гбайт. Подробные инструкции по разборке корпуса от самого производителя можно найти здесь.

    Другой пример. Вы взяли ультрабук Lenovo ThinkBook 14 c 8 Гбайт оперативки и SSD на 256 Гбайт.

    Здесь ситуация следующая: опять-таки есть слот, который теоретически поддерживает до 24 Гбайт памяти. С SSD ситуация еще проще: в устройстве есть как mSata, так и M.2. То есть можно оставить уже установленный накопитель и докупить к нему новый необходимого объема.

    Взломать систему: как отучить современные моторы перегреваться

    Совсем недавно мы рассказывали, почему многие современные двигатели практически обречены на перегрев. С одной стороны, может показаться, что никуда от этого не деться, с этой мыслью надо свыкнуться и жить дальше. Как-никак, это – конструктивная особенность современных моторов.

    Н о тот факт, что конструктор целенаправленно задумал мотор как живущий недолго, не означает, что это нельзя исправить. Несмотря на кажущуюся тупиковость ситуации, несколько способов избежать штатные перегревы есть, и как раз о них мы сегодня и поговорим.

    Кто виноват, и что делать?

    Несомненно, причины массового появления «нормального перегрева» обусловлены конструктивными особенностями работы систем охлаждения новых автомобилей. Попытка обеспечить высокую паспортную экономичность на малой нагрузке заставляет производителей использовать заведомо вредные и опасные для здоровья мотора терморежимы. Ситуацию усугубляет перенастройка средств аварийной индикации на очень поздние пороги срабатывания.

    В итоге доли процента экономии топлива и снижения выбросов оборачиваются быстрым старением автомобиля, возрастанием расхода топлива, масла и дорогостоящими ремонтами. Ради сохранения здоровья автомобиля и снижения расходов на ремонты логично предпринять шаги по поддержанию нормального температурного режима мотора на протяжении большей части времени эксплуатации. Очень многим машинам хватит даже обычных профилактических мер, а для «запущенных» случаев есть меры конструктивные. Да, не боги горшки обжигают: современные машины тоже не венец творения, и доработки порой просто необходимы.

    Что можно сделать на дороге?

    Было бы неплохо научиться избегать пробок: для машины полезнее проехать в два раза большее расстояние, но зато не стоять подолгу в заторах. На первый взгляд, пробки — неизбежная реальность, но если задуматься, то, скорректировав свой распорядок дня, можно сэкономить для себя кучу времени. И заодно сэкономить на ремонте машины. При исправной системе охлаждения это весьма эффективный способ продлить жизнь мотору.

    Не отключайте системы старт-стоп, как бы они ни мешали комфортному движению, если вы застряли в пробке. Это крайне эффективный способ избежать «неудачных» для мотора режимов работы.

    Depositphotos_54586127_original

    Постарайтесь держать включённым кондиционер. У большинства автомобилей при этом рабочая температура двигателя падает за счет более частого включения вентиляторов радиатора или подключения дополнительного. К тому же для подогрева воздуха после испарителя кондиционера используется радиатор печки. Небольшая нагрузка от кондиционера не сильно ухудшит ситуацию и почти не скажется на расходе топлива.

    Пытайтесь обойтись без бесполезных ускорений и торможений. И избегайте резких разгонов после работы двигателя на холостых оборотах после полного прогрева.

    Изучите особенности работы различных режимов шасси, двигателя и трансмиссии, если они есть у вашей машины. Часто в режимах « Eco » температуры установлены максимально высокие, а в различных режимах « Sport » температура снижается до оптимальной рабочей. Особенно это актуально для самых «продвинутых» европейских авто.

    BMW 330i M Package 2016 Sport and ECO mode

    Для моторов с высокой степенью сжатия и турбонаддувом используйте 98-й бензин, если не хотите слишком себя ограничивать в движении по пробкам. Это уменьшит риски детонации даже на моторах с непосредственным впрыском топлива и сохранит двигатель.

    Что можно сделать с машиной?

    В первую очередь стоит начать проверять рабочую температуру двигателя, мониторя ее через OBD — II разъем простейшими средствами. Например, передавая данные на смартфон OBD — II — Bluetooth адаптером.

    Вам предстоят удивительные открытия, особенно если у вас мощный бензиновый двигатель без турбонаддува от европейского производителя. Двигатели с наддувом имеют более низкие рабочие температуры, но, тем не менее, еще более чувствительны к перегреву. К тому же имеют одно слабое звено – интеркулер наддувочного воздуха. Этот элемент, как и основной радиатор машины, склонен к загрязнению. А слишком высокая температура на впуске вредит мотору не меньше, чем обычный «нормальный перегрев».

    Разумеется, один-два раза в сезон нужно мыть радиаторы. В случае сильного загрязнения промывка без снятия обычно малоэффективна, так что придется проехать в сервис.

    На многих машинах, в основном, произведенных на Востоке, радиаторы стоит проверить на предмет целостности сот в нижней части. Коррозия алюминиевых элементов от нашего «дорожного коктейля» бывает настолько значительной, что в возрасте пяти и более лет радиатор лишается доброй четверти площади охлаждения.

    Обязательно следите за исправностью термостата, особенно его нагревательного элемента. Часто диагностика этого важнейшего узла практически отсутствует, а сам нагреватель может быть отключен или заменен на балластное сопротивление. При замене износившихся элементов ставьте штатные узлы в исполнении «для жаркого климата» и пакетов «для движения с прицепом». Конечно, если найдёте такие в продаже.

    Также в сервисе стоит считать все ошибки в работе системы управления: там можно найти те, что объяснят изменение температурного режима. Например, к таким последствиям могут привести неисправности в смесеобразовании. Кроме того, сканером нужно проверить работоспособность и режимы включения всех вентиляторов автомобиля. Разумеется, при необходимости их придётся починить.

    Не забывайте регулярно менять антифриз и проверять работоспособность датчика аварийного уровня охлаждающей жидкости. Иногда эффективны промывочные жидкости для систем охлаждения, особенно если машина «совершеннолетняя», возрастом более 15-16 лет.

    Следите за рабочим напряжением бортовой сети автомобиля и состоянием проводки. Снижение напряжения на вентиляторах радиатора приводит к резкому падению их производительности.

    Water cooling radiator

    Не используйте помпы системы охлаждения с пластиковыми крыльчатками, используйте только керамические или металлические изделия от хорошего производителя. Меняйте помпу регулярно, каждые 60-100 тысяч пробега, проверяйте состояние компонентов ее привода. Если в системе предусмотрена дополнительная электропомпа, следите за ее исправностью. В случае применения в системе охлаждения только электрической помпы, как на новейших моторах BMW , уделите внимание целостности ее проводки и состоянию, а также возможным ошибкам в системе её управления.

    Проверяйте шланги, трубки и бачки каждый год. Помутнения пластика, трещины и набухание резины – верные признаки того, что система охлаждения работает с перегрузкой и может вскоре не выдержать нагрузки. Такие элементы меняйте без сожаления.

    Как мотору не попасть в «группу риска»?

    Легкий тюнинг мотора зачастую начинается именно с системы охлаждения. Грамотный чип-тюнинг почти всегда уменьшает рабочую температуру мотора за счет более раннего включения догревателя термостата и раннего включения вентиляторов радиатора. Особенно эффективен этот метод на моторах с электроприводом золотников и регулируемой электропомпой в системе охлаждения.

    Замена термостата на более низкотемпературный позволит значительно уменьшить нагрузку на систему охлаждения на трассе. Зачастую термостат можно поставить от турбированного или более форсированного варианта двигателя. Вопреки распространенному мнению, снижение рабочей температуры до 80-85 градусов не повышает расход топлива, он даже снизится за счет лучшей эффективности работы двигателя под нагрузкой.

    Установку дополнительной помпы можно рекомендовать обладателям больших моторов для улучшения циркуляции жидкости в блоке цилиндров или в ходе хорошего тюнинга. Температуру в целом это не снизит, зато можно избежать перегрева дальних цилиндров или проблемных зон.

    Усиленные радиаторы и системы их орошения – тоже скорее принадлежность высокофорсированных моторов, но это неплохая мера и там, где тепловой пакет двигателя явно не соответствует возможностям системы охлаждения. Порой штатные системы в угоду снижения массы и удобства сборки излишне облегчены. Система орошения, в свою очередь, помогает, когда не справляются вентиляторы. Например, в глухих московских пробках. Особенно эффективна она для интеркулеров, но и обычным радиаторам тоже будет полезна.

    Установка более низкотемпературных датчиков включения вентиляторов на недорогих машинах с простой системой управления – это тоже очень эффективный шаг. Особенно если установлен термостат с температурой срабатывания менее сотни градусов.

    Замена штатных шлангов системы охлаждения на силиконовые заметно улучшает стойкость к высоким температурам и давлению. Да и выглядят они порой эстетичнее резиновых. Вот только стоят значительно больше.

    Auto liquid cooler

    Установка термоэкранов между блоком или головками блока и такими элементами как турбина или катализаторы — тоже штука полезная. Есть целый ряд двигателей, у которых наблюдаются локальные перегревы в зоне установки этих элементов со всеми вытекающими для мотора последствиями.

    Что в итоге?

    Как видите, несколько несложных лайфхаков помогут продлить жизнь автомобилю, и особенно они актуальны для премиальных машин старше 7 лет. Главное — не прятать голову в песок и не делать вид, что всё в порядке, пока не загорится лампа аварийно высокой температуры. Как вы уже знаете из первой части этой статьи, контрольные лампы на современных машинах загораются, когда что-либо предпринимать уже поздно.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector