Ил-2: как; летающий танк; стал самым массовым военным самолетом
Ил-2: как "летающий танк" стал самым массовым военным самолетом
2 октября исполняется 80 лет со дня первого полета самолета ЦКБ-55 (или БШ-2 — бронированного штурмовика), впоследствии знаменитого Ил-2, оказавшегося самым массовым советским самолетом в истории Великой Отечественной войны и вообще рекордсменом по числу построенных экземпляров в мире. Ил-2 стал таким же символом Победы над гитлеровской Германией, как пистолет-пулемет ППШ, танк Т-34 или установка залпового огня "Катюша".
Авиаконструктор Сергей Ильюшин создавал самолет, который должен был атаковать противника на поле боя, а это означало, что он должен был быть хорошо защищенным от мощного ответного огня с земли. Однако бронирование самолета утяжеляло его и резко ухудшало летные качества. Ильюшин нашел оригинальное решение: он включил броню самолета, первоначально весящую около 700 кг, в силовую схему, сделав ее частью планера, и разработал хорошо обтекаемый бронекорпус, заключавший в себе все жизненно важные части самолета: двигатель, кабину пилота, бензо- и маслосистему. Таким образом, у самолета были и неплохие летные данные, и хорошая бронированная защита.
В новой машине Ильюшин, к 1937–1938 годам уже накопивший немалый опыт конструкторской и административной работы, использовал новейшие достижения отечественной науки и техники. Он установил мощный двигатель жидкостного охлаждения, скорострельные авиационные пушки, реактивные снаряды, применил штампуемую гетерогенную, с высокой твердостью наружного слоя броню и прозрачную авиационную броню. Разработал двухместный свободнонесущий моноплан под мотор АМ-35 с низкорасположенным крылом.
War Thunder
Возможно, вы не знали, но раньше War Thunder была одним из лучших бесплатных авиасимуляторов. Проект привлекал внимание отличной физикой полета, реалистичной баллистикой и большим количеством доступных моделей авиации. Это потом в нее добавили танки и корабли, чтобы привлечь внимание новых пользователей, но даже несмотря на это полетать в War Thunder приятно даже сегодня.
В данный момент игра предлагает самолеты из 8 разных стран, которые разделены на 6 классов. Каждая модель по-своему уникальна и способна предложить игроку необычный игровой опыт. При этом War Thunder лучше всего подойдет тем, кто получает удовольствие именно от симуляторов, потому что здесь очень важен скилл пилотирования и необходимо досконально отточить множество маневров. В противном случае, в сетевых сражениях вы будете регулярно наблюдать за тем, как ваш самолет за считаные минуты превращается в «сито» и успешно отправляется на металлолом. Если элементы симулятора вас не пугают, то обязательно попробуйте.
War Thunder
Главный конкурент WoT. Кроме бронетехники, в игре представлены авиация и флот Второй Мировой и послевоенного периода. Кроме аркадного, есть режим реалистичного симулятора с довольно сложным управлением. Упор разработчики делают на PVP сражениях, но не обделяют вниманием и PVE контент. Игроки могут создавать собственные сценарии, воспользовавшись удобным редактором карт. Как и в предыдущем случае, немецкая нация представлена мощным танками, самолетами, вертолетами и кораблями. Есть премиальные модели, недоступные игровым путем — только через магазин.
Создатель пушки ВЯ-23
Большинство тульских оружейников, родившихся на рубеже XIX — XX веков, создавших вызывающее восхищение инженерной мыслью оружия, классического высшего профессионального образования не получили. К таким самородкам-оружейникам, в том числе, можно отнести и Александра Александровича Волкова, с именем которого тесно связано могущество советской авиации в предвоенные и военные годы.
В советское время на одном предприятии работали два Волковых: дядя и племянник. И оба оставили яркий след в развитии вооружения страны. Но сегодня мы отдадим знаки восхищения старшему — Александру Александровичу Волкову. О племяннике — Владимире Ивановиче Волкове — чуть позже.

А.А. Волков
Александр Александрович Волков родился 2 ноября 1905 года в Стрелецкой слободе Тульской губернии в семье крестьянина, который позже в поисках заработка перебрался в Тулу. После окончания начальной школы работал мальчиком в скобяном магазине. В 1921 г. поступил в профессионально-техническое училище при Тульском патронном заводе, откуда через два года перешел в школу ФЗУ (школу фабричного заводского ученичества) при Тульском оружейном заводе. Окончив ФЗУ в 1927 г., получил квалификацию чертежника 7-го разряда с зачислением в конструкторское бюро машиностроительного отдела завода.
В 1932—1934 гг. преподавал холодную обработку металлов в школе ФЗУ Косогорского завода под Тулой. Но время уже чувствовалось предвоенное и Александр Александрович возвратился на оружейный завод в отдел опытных военно-конструкторских работ. Здесь Волков вошел в состав группы молодых конструкторов, которым была поручена разработка образцов авиационного оружия. Вместе с Н. Ф. Токаревым — сыном великого создателя пистолета ТТ, между прочим, — будучи сам высококлассным оружейником, принял участие в разработке спаренного авиационного пулемета ШКАС, который был установлен на самолет СБ и испытан в воздухе в 1936 г.
Прим. Бориса Богданова: В видеоролике «Авиационный пулемёт ШКАС» на 5 мин 10 сек показан этот спаренный пулемёт, советую также полностью просмотреть видеоролик.
В дальнейшем, вследствие наметившейся по опыту боев в Испании тенденции вооружения самолетов крупнокалиберными пулеметами, работа над этим образцом была прекращена.
В 1937 г. А. А. Волков совместно с С. А. Ярцевым спроектировал 20-мм авиационную пушку, работа над которой была приостановлена в связи с несовершенством боеприпасов этого калибра.

С.А. Ярцев
Сергей Александрович Ярцев родился в 1906 г. в городе Тула в семье рабочего Тульского оружейного завода. По окончании школы поступил в профессионально-техническую школу при ТОЗ, которую успешно закончил в 1926 г. С этого времени началась его трудовая жизнь в качестве копировщика.
Свою работу в конструкторском бюро он совмещал с непрерывным совершенствованием технической подготовки: в 1931 г. успешно окончил механический техникум, получив звание техника-конструктора по холодной обработке металлов.
В 1930 г. Сергей Александрович принимал участие в проектировании и отработке пулемета ШКАС. В канун Великой Отечественной войны А.А.Волков и С. А. Ярцев спроектировали и отработали 23-мм авиационную пушку ВЯ-23. Штурмовик Ил-2, оснащенный ею, эффективно поражал бронированную технику противника. В 1942 г. за разработку 23-мм пушки ВЯ-23 С. А. Ярцеву была присуждена Сталинская премия I степени.
В военные годы Сергей Александрович участвовал в освоении, производстве и совершенствовании пушки ВЯ-23 на заводах отрасли, в доработке ее по замечаниям производства и воинских частей.
В 1945—1949 гг. Ярцев работал над модернизацией пушки ВЯ-23, а в 1946 г. в содружестве с А.А.Волковым, А. Т. Чепелевым, В. И. Волковым разработал проект 30-мм авиационной пушки. В пятидесятые годы группой, возглавляемой Сергеем Александровичем, проектировалась 37-мм авиационная пушка ТКБ-504.
В 1960 г. Ярцев с большим коллективом конструкторов был переведен в ЦКИБ СОО, где он руководил конструкторским отделом и принимал участие в выполнении ряда научно-исследовательских работ оборонной тематики. Им были созданы экспериментальные образцы 7,62-мм пулемета шквального огня ТКБ-041 с темпом стрельбы 7000 выстр/мин.; малогабаритного пулемета ТКБ-061; 23-мм автоматической пушки ТКБ-0105; 5,56-мм автомата под специальный патрон.
За образцовое выполнение заданий по обеспечению Советской армии вооружением С. А. Ярцев был награжден орденом Ленина и орденами Отечественной войны I и II степеней.
В июне 1980 г. Ярцев уволился из ЦКИБа. Умер он немногим больше, чем через год — в июле 1981.
В боевых конфликтах с японцами на реке Халхин-Гол в 1939 г. и в финской кампании хорошо зарекомендовала себя 20 — мм пушка ШВАК. Однако ШВАК оказался слабоват при поражении бронированных целей, когда эту пушку поставили на штурмовик.
Поэтому в 1940 г. Волков и Ярцев получили новое задание — разработать авиационную пушку калибра 23 мм. Применив уже отработанную схему 20-мм пушки, конструкторы в короткий срок подготовили рабочие чертежи для изготовления опытного образца.
ВЯ-23 представляло собой довольно тяжёлое (66 кг) и большое (длина 2,15 м) орудие.
Действие автоматики было основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Осколочное действие снаряда пушки ВЯ-23 было в два раза больше, чем у пушки ШВАК. Пушка обладала высокой скорострельностью для своего калибра (9−11 выстрелов в секунду) и разгоняла снаряд весом 200 граммов (10 граммов взрывчатого вещества или 6 граммов зажигательного) до скорости 900 м/с. Высокая скорость обеспечивала значительную прицельную дальность стрельбы. Боекомплект пушки состоял из 150 патронов.
Бывший заместитель наркома вооружения СССР Владимир Новиков вспоминал встречу с конструкторами на заводе, налаживавшем выпуск авиационной пушки ВЯ-3: «Практически все было готово к производству, хотя еще и немало оставалось сделать. Тут же находились сами конструкторы пушек — А. А. Волков и С. А. Ярцев. Молодые, крепкого сложения, серьезные, чем-то даже похожие друг на друга. Только Волков — блондин в очках, а Ярцев — шатен и без очков. И одеты по-разному: Волков в костюме и при галстуке, а его соавтор — в полувоенном френче. Попросил их сопровождать меня и показать производство от начала до конца». «Экскурсия» завершилась испытаниями нового оружия: «Рядом с ВЯ для сравнения ШВАК. Делаем по тысяче выстрелов из каждого экземпляра. Задержек нет». Только за 1943−1945 гг. было изготовлено 48 тысяч таких пушек.
В испытаниях штурмовика участвовал летчик Иван Шелест. «На фоне опытных истребителей мой самолет выглядел не последней моделью — слишком громоздкий, неуклюжий, с толстым крылом, на солидных широко расставленных ногах шасси, с заостренным, как головка снаряда, стальным носом. Это был Ил-2 — его одноместный вариант. Кабина, забронированная толстым стеклом и сталью, выглядела горбатой», — писал испытатель впоследствии. «Горбатыми» обычно и звали «илы» на фронте.

Штурмовик ИЛ-2
Создал «прозрачную броню» перед самой войной инженер Борис Зверев, уроженец села Торхово Тульского уезда.
Без его бронестекла, которое не брали пулеметы и даже 20-мм фашистские авиапушки, «Ил-2» не стал бы, конечно, тем самым штурмовиком, во многом определившим нашу Победу.
В июле-августе 1941 года, после эффектного «дебюта» новой машины под Оршей, Смоленском и Ельней, «фронт особенно настойчиво требовал штурмовики — они применялись для борьбы с вражескими танками, — рассказывал бывший нарком авиапромышленности СССР Алексей Шахурин. — На заводе в Воронеже скопилось много этих самолетов, а их нельзя было послать в бой — не было бронестекла. Бронестекло изготавливал единственный завод под Ленинградом. Но к этому времени он уже эвакуировался. На других заводах выпуск этой продукции еще не наладили». На опустевшем предприятии по приказу из Москвы разыскали-таки два десятка комплектов и специально направленным туда самолетом отправили бронестекло в Воронеж. Штурмовики пошли на фронт. А уже в декабре 1941-го только в Московской битве врага громили несколько штурмовых авиаполков, три них в этих боях заслужили звание гвардейских.
Будущий главком ВВС маршал авиации Александр Ефимов впервые увидел Ил-2, учась в авиашколе. На школьном аэродроме приземлился самолет, о котором курсанты уже много слыхали, но «даже представить не могли, как это — весь корпус из брони, металлической и стеклянной. Летчик охотно рассказал о машине, а чтобы окончательно добить „салаг“, вытащил наган — и по самолету! Пуля взвизгнула, и только малая отметина осталась на кабине. Вот это да, вот бы полетать на таком самолете, вот бы повоевать. Ил-2 всем своим существом располагал к бою, звал в атаку».
16 мая 1941 г. постановлением правительства авиационная крупнокалиберная пушка системы Волкова-Ярцева (ВЯ-23) была принята на вооружение.

Пушка ВЯ-23.
Пушка ВЯ-23 была создана в 1940 году в ЦКБ-14 конструкторами А. А. Волковым и С. Я. Ярцевым как средство борьбы с защищёнными наземными целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2.

ИЛ-2, вооружённый пушкой ВЯ-23
Её прототип назывался ТКБ-201. Ввиду отсутствия готового Ила, первые испытания пушка прошла на закупленном в Германии истребителе-бомбардировщике Мессершмит-110. Испытания на Ил-2 были проведены в 1941, после этого пушка была принята на вооружение советских ВВС под именем ВЯ-23, всего их было произведено 64655 штук.

Возможности штурмовика ИЛ-2 по борьбе с танками
Боеприпасы
- БЗ патрон с бронебойно-зажигательным снарядом массой 198 г. Бронепробитие 25 мм брони/ 400 м
- ОЗ патрон с осколочно-зажигательным снарядом массой 198 г
- ОЗТ патрон с осколочно-зажигательно-трассирующим снарядом массой 190 г
В боекомплект пушки ВЯ входили осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-зажигательные снаряды. Вес всех снарядов был одинаков — около 200 г, т. е. в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК. Осколочный снаряд содержал 10 г взрывчатого вещества. Разрывное действие осколочного снаряда пушки ВЯ было в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК.
За создание новых образцов оружия В 1941 г. также как и А. С. Ярцеву, А. А. Волкову была присуждена Государственная премия, он был награжден орденом Ленина, орденами Кутузова II степени, Отечественной войны II степени, многими медалями.
Пушки ВЯ производились на двух заводах (2 и 66). В 1942 г. было произведено 13420, в 1943 г. — 16430, в 1944 г. — 22820, в 1945 г. — 873, в 1946 г. — 2002 и в 1947 г. -1247 штук. Итого 64655 пушек.
Жизнь пушки ВЯ-23 оказалась некороткой. После снятия с вооружения ВЯ-23 нашла свое применение в практике обучения экипажей танков стрельбе из пушек (так называемые вкладные пушки). В 50—60-х гг. прошлого столетия 23-мм вкладные стволы от ВЯ-23 использовались для обучения танкистов стрельбе из 115 мм пушки на танках Т-55 и Т-62.
В танковых частях Забайкальского военного округа вкладные стволы ВЯ использовались до 1987 года, когда на смену им пришли стволы 2×32.
В дальнейшем А. А. Волков участвовал в разработке целого ряда образцов авиационного вооружения с высокими тактико-техническими характеристиками, но вершиной его оружейного творчества так и остался ВЯ-23.
Тульский оружейный конструктор А. А. Волков достоин памяти потомков. Тут главное, чтобы потомки были достойны своих предков.
Скончался Александр Александрович Волков 12. января 1965 года, похоронен на Всехсвятском кладбище в г. Туле недалеко от Храма Всех Святых. Найти могилу знаменитого оружейника несложно. На схеме она под номером 15.
Куда стрелять по танку в Enlisted?
Разработчики скопировали модели техники из War Thunder, так что опытные игроки в симулятор от Gaijin легко вспомнят старые приемы. Главное правило — не пытайтесь стрелять в лоб, так как это наиболее бронированная часть машины. Единственный шанс при таком столкновении — целиться в обзорный люк механика-водителя, чтобы обездвижить цель.
Красный — главные узлы машины. 2 — механик-водитель, 3 — командир.
У начального немецкого танка нужно стрелять в верхнюю часть корпуса — там находится боеукладка, при попадании в которую машина сразу же взорвется. Альтернативой может служить стрельба по корме, где расположен двигатель.
Pz. kpfw. III Ausf. B
Зеленый — экипаж, красный — боеукладка.
Забавно, но следующий танк Германии по броне слабее предыдущего. Во лбу у Pz. III всего 15 мм стали, а у Pz. II целых 30 мм! Так что в лоб здесь вы попадете и по экипажу, и даже по боеукладке.
Зеленый — экипаж, красный — боеукладка, белый — двигатель.
При стрельбе с фланга цельтесь в середину машины или чуть ближе к корме.
Красный — главные узлы машины. 1 — наводчик, 2 — механик-водитель.
У первого танка ветки СССР практически невозможно пробить экипаж в лоб — броня там сильнее, чем у Pz II C. Зато сбоку можно стрелять в любую точку — спасибо слишком тесной компоновки снаряжения и экипажа.
1 — наводчик, 2 — механик-водитель, 3 — командир.
Броня у Т-26 такая же тонкая — 15 мм, но у СССР она под наклоном со лба, так что в мехвода (цифра 2) попасть очень трудно, да и танк не подорвать.
Зеленый — экипаж, красный — боеукладка, белый — двигатель.
Сбоку же все как и у Т-60 — большая коробка с сюрпризами. Стреляй, куда хочешь — по-любому кого-то да зацепишь.
Поведение в играх
Для управления авиалайнером в каком-нибудь Microsoft Flight Simulator джойстик, конечно, приспособить можно, но и дизайн, и обилие кнопок, скорее, делают его заточенным под боевые вылеты. Во времена, когда этот манипулятор разрабатывался и выходил в продажу, крайне популярен был авиасим Ил-2 Штурмовик. Сейчас создавшие одну из его версий разработчики отличились тем, что выпустили многопользовательский онлайн-вариант с улучшенной физикой / графикой / механикой — WarThunder. Игра, к слову, во-первых, условно-бесплатная (донат есть, но чтобы получать простое удовольствие от процесса на самых «мясных» и приятных боях второй-третьей эры он совершенно не требуется), во-вторых к джойстику идёт диск с дистрибутивом (который, правда, сто лет как не патчился и всё равно скачает несколько гигабайт свежего контента) и бустер-пак на 1000 премиумной валюты.
Если кто не знаком с «Тундрой» (так ласково называют этот военный симулятор игроки-фанаты), то в ней есть несколько режимов управления (и сложности) мультиплеерных сражений: аркадный, реалистичный и симуляторный. В первом можно успешно грабить корованы даже с мышкой и клавиатурой. Второй — всё ещё играбелен с такими органами управления, но имеет совершенно другую (намного более сложную) и flight-модель, и правила, и модель повреждений… В общем, требует сначала думать, потом делать, да и респаунов не предусматривает. В третьем с мышкой делать вообще нечего, он для хардкорных задротов: вид только из кокпита, управление — только джойстик или виртуальный джойстик с помощью мыши, ещё более злая физика и привязанная к кокпиту камера…
Если у вас получится взлетететь, пролететь круг над аэродромом, а потом посадить самолёт — вы уже герой. А ведь там ещё и стрелять / сбивать / побеждать как-то ухитряются. В общем, возвращаемся к герою обзора: в «Аркаде» на нём делать нечего, бои слишком динамичны и проходят на тех дистанциях, что мышь и клавиатура или мышь и геймпад позволяют получить больше, прикладывая меньше усилий. А вот уже в реалистичном режиме, с отсутствующими маркерами упреждения, лёгкостью срыва в штопор, отрыва крыльев из-за превышения допустимой скорости и значительно отличающейся динамикой боёв Cobra M5 раскрывает себя в полной мере. «Вести» цель по траектории, дожидаясь того момента, когда можно будет открыть огонь — проще простого, самолёт прекрасно слушается и требуется лишь налетать на джойстике 5-7 часов, чтобы он вошёл в подкорку мозга и не требовал отдельных усилий по вспоминанию «Где эта кнопка?!» и «В каком порядке делать элементы Иммельмана на этой штуке?». В общем, как только управление становится интуитивным, джойстик даёт +10 ко всем навыкам.
В симуляторном же режиме… нет, я, конечно, смог взлететь, сделать круг и посадить самолёт, и даже попал по учебным целям в тестовом вылете, но, к сожалению, без РУДа, «люстры» и дополнительной «борды» с кнопками, на мой взгляд, там делать нечего.
Вот вам бой на Симуляторном режиме. Собственно, хоть какая-то движуха начинается ровно на 10-й минуте.
Не обошлось и без маленькой неприятности. Во-первых, в самой игре есть профиль под данный джойстик, она его поддерживает нативно, из коробки, и умеет сама разбрасывать управление по имеющимся кнопкам (переназначить потом — не проблема). Беда в том, что вот этот странный рычажок никак не задействуется и не опознаётся.
У него есть «убранное» положение, так что он, в принципе, не мешает. Но из песни слов не выкинешь.
Теперь самое главное — о магнитных резисторах. Во-первых, это не фигня, известная нам как «датчики Холла». Чувствительность в районе «мёртвой зоны» отличная. Градуировка и работа в крайних положениях — тоже на высшем уровне. Инструмент точен, словно скальпель в руках хирурга, и это прекрасно.
Во-вторых, износа у этой штуки как такового нет. Это — тоже плюс. Ну а теперь о главном минусе: никакого усилия отдачи, никакого прогрессивной настройки пружины или ещё чего-либо даже нет в теории, управление очень синтетическое. Быть может, подойдёт для современных самолётов-вертолётов, в которых всё или практически всё — это Fly-by-wire, но совершенно не подходит для военной техники времён ВОВ. Даже банальной виброотдачи нет, которая отлично сигнализирует о выходе на критические углы даже в простом геймпаде.
Лётчики – герои Курской битвы
Широкомасштабную поддержку наземных войск осуществляла в дни Курской битвы советская авиация. Неслучайно многие герои Курской битвы – это именно представители ВВС.
Майор Голубев Виктор, 27 лет
Виктор Голубев воевал на штурмовике Ил-2 с самого начала Великой Отечественной. В битве на Курской дуге он прославился как умелый истребитель танков и самоходок врага. Он много раз выводил на охоту за немецкой бронетехникой шестёрку самолётов Ил-2, и под его руководством советские лётчики-штурмовики уничтожили десятки танков и самоходных орудий. К сожалению, этот выдающийся лётчик-ас погиб 17 мая 1945 года в учебно-тренировочном полёте, уже будучи слушателем Военно-воздушной академии.
Советские летчики
Лейтенант Маресьев Алексей, 27 лет
Нельзя не вспомнить этого легендарного лётчика-истребителя. Именно под Курском Маресьев, которому за год до этого ампутировали обе ноги в области голени, вернулся в строй. Здесь он, летая на протезах, сбил три самолёта противника и получил Золотую Звезду Героя.
Вскоре после этого слава Маресьева стала такой громкой, что командование решило отстранить его от боевых вылетов (гибель лётчика была нежелательной в пропагандистских целях). Алексей Петрович дожил до 84 лет (2001).
23 августа – день окончательной победы советских войск в Курской битве – с полным правом вошёл в список Дней воинской славы России.